Главная » Файлы » Рефераты » Психология и социология |
[ Скачать с сервера (57.0 Kb) ] | 10.09.2014, 14:28 |
Говоря об информационной стороне, общения, мы, прежде всего, имеем в виду обмен различными знаниями, представлениями, идеями, чувствами, установками и т. п. Это подтвердилось и в ходе психологических экспериментов Якова Коломенского. Когда школьники разных возрастов выби¬рали себе партнеров для разных видов деятельности, он задавал им вопрос: «Почему ты хочешь играть (сидеть за одной партой и т. п.) именно с тем-то?» И вот среди ответов очень часто были заявления: «Он хорошо рассказывает», «Много знает всяких ис¬торий», «Она сказки рассказывает», «C ним интересно». Во всех этих случаях фактически осознаваемым мотивом выбора была информативность партнера, которая выражалась в речи. В исследовании выяснилось что наиболее популярные и зани¬мающие более благоприятное положение в группе люди, как пра¬вило, чаще высказываются, имеют большую информированность. Информированность это запас знаний, имеющийся у че¬ловека. Грубо говоря, тот, кто прочел двести книг, при прочих равных условиях в два раза более информирован, чем тот, кто прочел сто. Пример на эту тему можно обнаружить в одном старом по¬собии по психологии. На лекцию профессора физики пришли отец-физик и два его сына — девятиклассник и шестиклассник. После лекции произошел обмен впечатлениями. «Лекция не со¬держала ничего нового», — заявил раздосадованный отец. «Да, да, мне было совсем скучно, все время хотелось спать», — под¬держал младший сын. «Неправда, — возразил девятиклассник, — было очень интересно!» Не психологический ли это закон о со¬общающихся сосудах с информацией — эквивалент знаменитых физических задач с трубами? Жажда познания, как и жажда общения, подразумевает совме¬стную двустороннюю деятельность. Тот, кто выдает информа¬цию, нуждается в человеке, способном ее воспринять, не меньше, чем слушатель в ораторе. Человек, читающий лекцию в пус¬том зале, будет смешон. Школьники, рисуя идеал интересного человека, много раз подчеркивали, что это тот, кто может тебя понять. «Счастье — это когда тебя понимают», — пишет в сочинении один из героев фильма «Доживем до понедельника». «Сделай чудное чудо, сделай так, чтобы поняли меня», —поет Н. Матвеева. «Чтоб кто-нибудь меня понял, не часто, ну, хоть разок. Из ра¬неных губ моих поднял царапнутый пулей рожок», — мечта¬ет А. Вознесенский. И все потому, что в информативности личности слиты воеди¬но стремление получить информацию с внутренней потребностью поделиться ею, отдать, стать ее источником для другого. От¬сюда интересность человека, как отмечает Я. Коломенский, это почти всегда состояние взаимного интереса или хотя бы надеж¬да на таковой. Недаром, когда в экспериментах спрашивают у испытуемых: «Как ты думаешь, кто тебя выберет?», чаще всего они называют тех, кого выбрали бы сами. Библиографический список 1. Леонтьев А.А, Психология общения. М.: Проспект, 1999. 341 с. | |
Категория: Психология и социология | | | |
Просмотров: 383 | Загрузок: 175 |
Всего комментариев: 0 | |