Главная » Файлы » Рефераты » Психология и социология

Приемы общения
[ Скачать с сервера (57.0 Kb) ] 10.09.2014, 14:28

Говоря об информационной стороне, общения, мы, прежде всего, имеем в виду обмен различными знаниями, представлениями, идеями, чувствами, установками и т. п.
Потребность в новых впечатлениях является одной из важ¬нейших Человеческих потребностей. Информационный голод, духовную жажду, мы обычно, утоляем с помощью других людей. Посмотрите, с кем вам интересно приводить время? Выбирая человека для общения, мы неосознанно ищем удовлетворения своей естественной потребности в информации. Поэтому выбираются, прежде всего, те, кто может быть ее источником.

Это подтвердилось и в ходе психологических экспериментов Якова Коломенского. Когда школьники разных возрастов выби¬рали себе партнеров для разных видов деятельности, он задавал им вопрос: «Почему ты хочешь играть (сидеть за одной партой и т. п.) именно с тем-то?» И вот среди ответов очень часто были заявления: «Он хорошо рассказывает», «Много знает всяких ис¬торий», «Она сказки рассказывает», «C ним интересно». Во всех этих случаях фактически осознаваемым мотивом выбора была информативность партнера, которая выражалась в речи.

В исследовании выяснилось что наиболее популярные и зани¬мающие более благоприятное положение в группе люди, как пра¬вило, чаще высказываются, имеют большую информированность.
Интересный человек  -  это действительно, прежде всего, ис¬точник новой информации, но не вообще любой, а новой для слу¬шающего. Это значит, что необходимо ввести различение двух, на первый взгляд близких, понятий — информированность и ин¬формативность.

Информированность это запас знаний, имеющийся у че¬ловека. Грубо говоря, тот, кто прочел двести книг, при прочих равных условиях в два раза более информирован, чем тот, кто прочел сто.
Совсем иначе понимается информативность. Это ожидае¬мая способность личности служить источником информации для другого человека. Можно представить себе предполагаемых уча¬стников общения в виде; сообщающихся, сосудов. Вы, наверное, помните из курса физики,, что для возникновения потока необхо¬дима разница в уровнях- «информационной жидкости». Но если в случае с настоящими сообщающимися сосудами чем больше разница уровней, тем сильнее поток, то в информационном ка¬нале Ниагара невозможна: шлюзы непонимания перекроют ка¬нал общения; если информации слишком много или она очень сложна, она перестает: восприниматься.

Пример на эту тему можно обнаружить в одном старом по¬собии по психологии. На лекцию профессора физики пришли отец-физик и два его сына — девятиклассник и шестиклассник. После лекции произошел обмен впечатлениями. «Лекция не со¬держала ничего нового», — заявил раздосадованный отец. «Да, да, мне было совсем скучно, все время хотелось спать», — под¬держал младший сын. «Неправда, — возразил девятиклассник, — было очень интересно!» Не психологический ли это закон о со¬общающихся сосудах с информацией — эквивалент знаменитых физических задач с трубами?
Особенно существенно подчеркнуть в этом случае значи¬мость того, кто слушает. Его роль в возникновении информатив¬ности не менее важна, чем роль того, кто говорит, хотя, конечно, внешне представляется более пассивной.

Жажда познания, как и жажда общения, подразумевает совме¬стную двустороннюю деятельность. Тот, кто выдает информа¬цию, нуждается в человеке, способном ее воспринять, не меньше, чем слушатель в ораторе. Человек, читающий лекцию в пус¬том зале, будет смешон.

Школьники, рисуя идеал интересного человека, много раз подчеркивали, что это тот, кто может тебя понять. «Счастье — это когда тебя понимают», — пишет в сочинении один из героев фильма «Доживем до понедельника». «Сделай чудное чудо, сделай так, чтобы поняли меня», —поет Н. Матвеева. «Чтоб кто-нибудь меня понял, не часто, ну, хоть разок. Из ра¬неных губ моих поднял царапнутый пулей рожок», — мечта¬ет А. Вознесенский.

И все потому, что в информативности личности слиты воеди¬но стремление получить информацию с внутренней потребностью поделиться ею, отдать, стать ее источником для другого. От¬сюда интересность человека, как отмечает Я. Коломенский, это почти всегда состояние взаимного интереса или хотя бы надеж¬да на таковой. Недаром, когда в экспериментах спрашивают у испытуемых: «Как ты думаешь, кто тебя выберет?», чаще всего они называют тех, кого выбрали бы сами.

Библиографический список

1.    Леонтьев А.А, Психология общения. М.: Проспект, 1999. 341 с.
2.    Михайлов Л.А. Психология общения. СПб, Питер, 1999. 274 с.
3.    Рогов Е.И. Психология общения. М.: Валдос, 2001. 326 с.

Категория: Психология и социология | Добавил: Marc | Теги: Психология, социология, реферат
Просмотров: 383 | Загрузок: 175
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]